СПб ГКУЗ "СПНДР №13"

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения "Специализированный психоневрологический дом ребенка №13 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга"

Исследования

22 декабря 2018

Начиная с 2000 года, на базе нашего дома ребенка постоянно проводятся научно-исследовательские проекты, направленные на изучение развития детей с опытом ранней депривации и поиск возможностей для сохранения психического здоровья детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Первый такой проект был проведен при сотрудничестве с учеными Санкт-Петербургского государственного университета (Р.Ж. Мухамедрахимов, О.И. Пальмов) и Питтсбургского университета США (Р. Макколл и К. Гроак). Основной исследовательской задачей было определить, может ли изменение структуры учреждения и обучение персонала навыкам чувствительного обращения с ребенком, помочь сохранить психическое здоровье малыша и способствовать его развитию. В рамках проекта в учреждении были созданы условия проживания для детей, приближенные к семейным: количество детей в группе было уменьшено с 13-14 до 6-7 человек, внедрен интегративный по возрасту и уровню развития детей принцип комплектования групп, остановлены переводы детей из группы в группу, за каждой группой закреплены воспитатели с 5-дневным графиком работы, позволяющим детям формировать с ними близкие отношения. Результаты проекта показали значительные изменения как в показателях психического здоровья детей (уменьшение самостимуляции, неразборчивого дружелюбия, агрессии и аутоагрессии; формирование безопасной привязанности), так и в показателях социально-эмоционального, адаптивного, речевого, двигательного, когнитивного развития, а также улучшении физических параметров (росто-весовые характеристики), снижении частоты острых заболеваний). Особенно выразительная положительная динамика всех параметров наблюдалась у детей, имеющих серьезные нарушения в развитии. Таким образом, было научно подтверждено, что стабилизация социального окружения ребенка за счет структурных изменений учреждения и использование в работе принципов бережного и уважительного отношения к каждому ребенку, включая детей с особыми потребностями, приводят к существенным улучшениям психического здоровья и развития детей. По результатам проекта вышла серия публикаций, в том числе коллективная монография.

С 2007 по 2012г.г. дом ребенка являлся базой для еще одного крупного международного проекта, который также выполнялся при взаимодействии с факультетом психологии Санкт-Петербургского государственного университета и Отделом детского развития Питтсбургского университета (США). Проект был направлен на изучение развития, эмоционального состояния и развития детей, размещенных после пребывания в доме ребенка в замещающие семьи различных типов или возвращенных к своим кровным родителям. Результаты исследования подтвердили существующие в мировой науке представления о том, что сразу после перехода в семью дети дают существенную положительную динамику, но спустя несколько лет начинают проявляться особенности развития и проблемы поведения, связанные с травматическим детским опытом. Наиболее уязвимыми с этой точки зрения оказались дети, возвращенные в биологические семьи или размещенные под родственную опеку. Дети, имеющие опыт проживания в учреждении, организованном по семейному типу, оказались более адаптивными и эмоционально стабильными в своих новых семьях. Сейчас продолжается анализ результатов данного проекта, однако часть публикаций уже доступна для читателей.

С 2014 года дом ребенка является одной из баз для проекта, выполняемого в содружестве с Лабораторией междисциплинарных исследований раннего детства Санкт-Петербургского государственного университета (заведующий – доктор психологических наук, профессор Р.Ж. Мухамедрахимов), ведущий ученый проекта - Елена Григоренко, PHD, профессор Йельского университета (США). Проект называется «Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка». В рамках данного исследования проводится многоуровневое сравнение детей, проживающих в домах ребенка, замещающих (с ранним опытом пребывания в детском сиротском учреждении) и биологических семьях (никогда не воспитывающиеся в учреждениях); изучаются как психологические характеристики и развитие ребенка, так и функционирование мозга и эпигенетические показатели. Проект завершается в 2016 году.