СПб ГКУЗ "СПНДР №13"

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения "Специализированный психоневрологический дом ребенка №13 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга"

Наша философия

22 декабря 2018

С 1992 года в доме ребенка №13  используются технологии абилитации и раннего вмешательства при сопровождении детей и особенно детей с особыми потребностями. В 1999 – 2005гг., группой практиков и ученых разработана, внедрена и научно подтверждена в рамках исследовательского проекта: «Влияние изменения социального окружения на психическое здоровье детей» (Мухамедрахимов Р.Ж.. Никифорова Н.В., Пальмов О.И.. Гроарк К., МакКолл  Р., 2000 – 2005гг.), модель, направленная на решение задачи создания в доме ребенка благоприятных условий, приближенных к семейным, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Содержание преобразований и полученные результаты отвечают основным задачам и соответствуют мерам Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761, Постановление Правительства РФ   от 24мая2014 г.№ 481“О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей”)

Основные принципы

1. Дети (их личность, развитие,  здоровье и безопасность)  являются нашим основным приоритетом.

Работа взрослых в доме ребенка (графики, распределение обязанностей в течение дня; содержание, формы и качество работы с детьми;  взаимодействие взрослых друг  с другом) должна отвечать основным потребностям детей:

  • потребности в общении со взрослым
  • в игре и развитии
  • в постоянной заботе о физической и эмоциональной безопасности.

2. Дети не переводятся из своей подгруппы в другие группы.

Каждый ребенок живет в  одной и той же группе в течение всего времени пребывания в доме ребенка.

3. Взрослые, работающие с группой из  6 детей являются их постоянными, близкими и доступными людьми; ближайшим социальным окружением.  

В каждой группе работают 2 воспитателя и  несколько медсестер. Так как дети привыкают и привязываются к этим взрослым,  на замещение приглашается персонал из этой же группы.  График работы воспитателей и разделение детей и персонала по группам определяется  потребностью детей видеть, общаться и быть вместе с одними и теми же близкими взрослыми каждый день. Большую часть дня дети и персонал проводят  со своими группами.

4. Взрослые отзывчивы, заботливы, внимательны по отношению ко всем детям.

Взрослые ведут себя с детьми так, как родители ведут себя со своими детьми:  говорят с ними, смотрят в глаза, слушают их, отвечают им, откликаются на их действия, имитируют, успокаивают, играют с ними, а также  занимаются их воспитанием и развитием.  Взрослые заботятся о том, чтобы дети  получали удовольствие от игры, занятий и общения.   Для эмоционального взаимодействия и развития используются все подходящие для этого ситуации: переодевание, гигиенические процедуры, кормление, прогулка, свободное время.  Взрослые согласуют между собой и придерживаются единых взглядов и требований  в воспитании детей своей подгруппы.

5. Дети живут и развиваются в атмосфере спокойных, дружественных отношений между взрослыми.

Медицинские сестры и воспитатели  помогают друг другу в выполнении своих обязанностей (например, в кормлении, смене белья, гигиенических процедурах, прогулке, игре и развивающих занятиях). Сотрудники группы поддерживают новый персонал  в работе.

6. В каждой группе объединяются нормально развивающиеся дети и дети с особыми потребностями разных возрастов.

7. Обстановка и условия жизни детей в группе должны быть приближены к домашним насколько это возможно.

Каждая группа имеет свою комнату, оборудованную для кормления, свободной  игры, общения со взрослыми и другой деятельности.   У каждого ребенка имеется индивидуальное игровое пространство – место, отвечающее потребностям развития ребенка, где ему комфортно играть со взрослым,  с  детьми, заниматься самостоятельно.   У детей есть личные вещи – игрушки и одежда, а также предметы, отражающие историю жизни ребенка – альбом с фотографиями ребенка и близких,  описанием событий, рисунки, письма и открытки.

 8. Игрушки, материалы, оборудование и обстановка в помещениях, где живут дети, являются безопасными и стимулируют развитие.

В игровой комнате есть место для игры на полу.     Для детей с особыми потребностями используются  приспособления, помогающие им   участвовать в жизни подгруппы: играть, наблюдать, перемещаться.

Взрослые ответственны за безопасное окружение детей:

  • Следят, чтобы в группе не было предметов, которые могут поранить детей;
  • Останавливают или предотвращают действия детей, угрожающие их здоровью.

С 2000г. в доме ребенка №13 работает успешно модель «Как дома».

В настоящее время специалисты дома ребенка являются экспертами в преобразовании других домов ребенка Российской Федерации. Наш дом и наши сердца всегда открыты для коллег, желающих изменить к лучшему качество жизни детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.