СПб ГКУЗ "СПНДР №13"

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения "Специализированный психоневрологический дом ребенка №13 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга"

Направления деятельности

22 декабря 2018

Основное  направление деятельности дома ребенка – раннее вмешательство.

При организации работы с детьми раннего возраста и с детьми с тяжелыми нарушениями мы старались объединить накопленный позитивный опыт коррекционной педагогики, психолого-педагогической и воспитательной  работы, ценности, установки, методы и формы, которые традиционно используются в программах раннего вмешательства. Нам кажется, что подобное объединение очень продуктивно. Хочется отметить, что современная отечественная практическая и исследовательская литература по коррекционной педагогике и специальной психологии отражает тенденцию интеграции данных моделей. Реабилитационная работа в доме ребенка опирается на концепцию психического здоровья детей раннего возраста. Современные представления о психическом здоровье ребенка основываются на положении о том, что нормальное развитие детей возможно только при соблюдении следующих важных условий: 1) наличие в окружении ребенка близкого взрослого и 2) постоянство, чувствительность и отзывчивость этого взрослого.

Ранее вмешательство – это система междисциплинарной семейноцентрированной помощи детям с нарушениями развития или риском отставания в развитии от 0 до 3 лет и их родителям.

Основные принципы и подходы раннего вмешательства, которые используются в доме ребенка.

  • Обучение профессионалов.  Информация в области теории привязанности, психического здоровья младенцев, навыки обсуждения, командной работы и др. технологий РВ.
  • Создание и поддержание постоянного социального окружения для детей: организация графиков работы персонала группы в соответствии с потребностью детей младенческого и раннего возраста видеть близких взрослых каждый день.
  • Создание команды всех профессионалов (в доме ребенка 13 команда объединяет докторов, специальных педагогов, главного врача, старшую медсестру, социального работника,  ) и команд этажей. Обязательна система встреч, обсуждений детей и совместная разработка плана обслуживания ребенка и его окружения.
  • Изменение направленности работы специальных педагогов (дефектологов).  Фокус работы расширяется, меняется: от направленности на развитие определенных умений у ребенка вне контекста отношений ребенка в группе и вне помещения группы, педагог ориентируется на ребенка и качество взаимодействия с ним окружающих его взрослых. Организует взаимодействие, моделирует поведение, поддерживает взрослых, способствует созданию оптимальных условий развития ребенка, как приоритетное направление выбрано социально-эмоциональное развитие.
  • Создание системы профессиональной супервизии для персонала.
  • Обеспечение этапов обслуживания ребенка и социального окружения: прием ребенка, оценивание его развития; составление, переоценка  и реализация  индивидуального плана обслуживания ребенка и его воспитателей, подготовка перевода ребенка в семью или учреждение.
  • Постоянный анализ эффективности применяемых технологий вмешательства на встречах команды профессионалов дома ребенка (социально- педагогические – групповая и индивидуальная работа педагога или психолога с ребенком (детьми) и взрослым; терапевтические  модели среди которых игровая терапия для взрослого и детей одной подгруппы и их воспитателя, видео обратная связь и т.д.;  бихевиористические модели, как, например, система регуляции поведения behavior management). Модели раннего вмешательства для труднодоступных семей.
  • Организация активности детей вне группы: дети из разных групп объединяются по возрастам для предоставления возможности заниматься, общаться со сверстниками. Получать новый социальный опыт за пределами группы. Для них организована "система движения".
  • Биологические родители, посещающие детей, вовлекаются в обслуживание, участвуют в создании индивидуального плана обслуживания ребенка.

 Мероприятия по реабилитации  и абилитации детей реализуются :

- в групповых помещениях за счет наличия специализированного оборудования,  средств технической реабилитации, укладок и т.п., позволяющих подобрать для каждого ребенка комфортные для него позы и положения тела, способствующие дальнейшему развитию;

- в зале адаптивной физической культуры, бассейне, соляной пещере, инфракрасной сауне, гидроаэромассажной ванне и т.п.;

- кабинетах дефектологов, психолога, арттерапевта, музыкальном зале, сенсорной  комнате.